Интервью
От заброшки к культурному центру: как проект
«Ленина 21» в Данилове получил новую жизнь и премию «Туризм Будущего»
Проект «Ленина 21» — это больше, чем реставрация. Это история о том, как силами сообщества можно вдохнуть жизнь в объект культурного наследия, создать точку притяжения и драйвер развития для всего города.
В 2019 году социокультурный проектировщик Дмитрий Андреев приобрел на аукционе расселенный купеческий дом в центре Данилова. На тот момент это была типичная заброшка, хранящая следы вековой истории и десятилетий запустения. Сегодня «Ленина 21» — это гражданский дом культуры, кофейня, музейное пространство и хостел, удостоенный премии «Туризм Будущего» в номинации «Новая жизнь объекта культурного наследия». Рассказываем, как это произошло.
Мы поговорили с Дмитрием Андреевым и узнали все детали этого невероятного проекта.

HEBI: "Что на самом деле вы спасали — стены и перекрытия, или что-то более нематериальное: память, идентичность, душу этого места? "
На старте проекта «Ленина 21» в 2019 году мы спасали имевшееся в городе творческое сообщество, которому нужно было свое пространство и новый повод для совместного творчества. Сообщество в основном состояло из подростков Данилова, им нужно было место для самореализации. Искали что-то в аренду, но нашелся продаваемый мэрией старый дом и решили спасти еще и его. Мне, как подростковому тьютору, было интересно наделить детей ресурсом и понаблюдать как они в этом вырастут. Уже позже по мере работы и открытий в доме пришло понимание его физической ценности, а также историй бывших жильцов, которые вдруг вышли наружу.
HEBI: "Какой самый тяжелый внутренний выбор вам пришлось сделать между практической необходимостью и идеалистическими принципами проекта? "
Самый сложный выбор заключался в выбранном подходе работы с домом. Что сохранять, а что нет. Советские коммунальные перегородки, обои – это уже ценность или еще нет? Понятно, что всего этого нет в предмете охраны дома и часто новые владельцы зачищают все до кирпича, но мы решили сохранять полимсест – вековые наслоения разных эпох, выбрали наш путь – тотальную консервацию, или богемную консервацию, как мы ее называем. Сохранять все, что кажется эстетичным и важным как память. Но чем-то приходится жертвовать: порогами в угоду общему полу всего первого этажа, антуражным закопчённым керосинками потолок в угоду санэпидемиологическим нормам и т.д.
О проекте
В городе с населением 13 тысяч человек «Ленина 21» стал единственной альтернативной площадкой для творческой и культурной жизни. Проект решил несколько ключевых проблем:
  • Создал «третье место» для реализации потенциала горожан.
  • Стал точкой притяжения (аттрактором) для туристов, где можно узнать местные истории, попробовать гастрономические специалитеты и переночевать.
  • Сформировал креативную экономику и сообщество, повысив конкурентоспособность Данилова.
Спрос подтверждается регулярными фотосессиями городских школ, днями рождения, а с открытием кофейни в 2024 году — стабильным потоком гостей. Дом включен в программу фестиваля «Пир на Волге» на 2026 год.

Философия «богемной консервации»
Главный принцип проекта — сохранять все интересное, демонстрируя многослойность истории. Красочные купеческие слои конца XIX века здесь соседствуют с коммунальными обоями 1960-х. Старинные элементы подчеркиваются современными деталями: выбеленная стена и красный кирпич, новый бетонный пол и старинный потолок. Это создает органичный образ без ложной реконструкции.

История, вплетенная в концепцию
История объекта — не фон, а главный нарратив проекта.
  1. Название и логотип: Проект назван по адресу, а его логотип, объединяющий профиль Ленина и цифру 21, придумал 18-летний участник сообщества.
  2. Кофейня «Два Якова»: Возвращает дому его историческую функцию (здесь с 1820-х годов была харчевня и трактир). Названа в честь двух купцов-владельцев.
  3. Посуда с историей: Найденные при раскопках осколки изразцов вдохновили на создание коллекционной посуды для кофейни, которую изготовил ныне действующий Песоченский фарфоровый завод (правопреемник фабрики Кузнецова). Один экземпляр хранится в Ярославском художественном музее.
  4. Коллажи и меню: В комнатах размещены коллажи с фотографиями бывших жильцов. Меню кофейни планируется основывать на блюдах из этнографического исследования Даниловского уезда 1902 года.
Экологичность и работа с сообществом
Проект — это наглядный пример апсайклинга и рисайклинга в урбанистике. Весь мусор был отсортирован: кирпич пошел на осушение болот, стекло и пластик — на переработку, старые вещи — в архив и для фотосессий.
До 70% ремонтных работ выполнено силами сообщества, включая школьников и студентов. Проект поддерживает местные промыслы и производителей, например, в кофейне установлена кофемашина ярославского производителя Gufo.
HEBI: "Страх чего был сильнее: что проект потерпит неудачу, или что он преуспеет, но потеряет по пути свой изначальный смысл и дух? "
Проект стал удачным уже в течение первых 2х лет, мы продемонстрировали, что за малые деньги и силами сообщества можно вернуть расселенный дом к жизни, да не просто к жизни, а создать там культурный центр. Уже к 2021 году дом на карте города отмечен как 4 объект культуры, наряду с краеведческим музеем, художественной галереей и домом культуры. Страх и сомнения были в другой плоскости. Оставлять ли полную власть в доме у подростков, сохраняя формат сквота, или снижать уровень их влияния и создавать новую более понятную внешнему миру модель. Но в итоге удался симбиоз: мы вернули дом в плоскость исторической функции трактира: еда на первом этаже и жилье на втором этаже, а школьники города принимают участие в его работе. Имеют возможность почилить тут или даже заработать. В малом городе это первые два пункта списка потребностей подростков: места отдыха и заработка карманных денег.
HEBI: "Какой артефакт или находка в стенах дома тронули лично вас больше всего и почему? С каким из них связана самая пронзительная история? "
За 6 лет найдена была куча всего: от монет Елизаветы Петровны до схорона патронов от винтовки Мосина 1892 года. Но любимой находкой, пожалуй, является солонка ярославской фабрики «Рахманов и Корякин» конца 19 века – девочка с куклой. Она пострадала от городского пожара 1895 года и является очень наглядным артефактом судьбы дома, который выгорел тогда со всем городом. Ярославский музей фарфора имени Орлова предлагал ее отреставрировать, но решили сохранить солонку в оплавленном виде как артефакт. Этой же фабрики мы нашли в доме большое количество осколков посуды и оказалось, что наследник фабрики – завод в Песочном под Рыбинском по-прежнему работал. Вдохновляясь другими находками – битыми печными изразцами с кобальтовым рисунком, та же фабрика произвела для нас сервизы для кофейни «Два Якова», открытой на первом этаже дома. Эта же посуда стала еще и фирменным сувениром нашего проекта.
HEBI: "Были ли моменты разочарования, когда вы находили что-то безвозвратно утраченное, и как вы с этим справлялись? "
Работа с 200-летним зданием учит все воспринимать как данность, проявлять уважение и к утратам, как части истории забывания, переделок, сносов. Мы все фиксируем и принимаем это. Тут важно не создавать муляжей, симулякров под старину, а лучше контрастно восполнить утраченные элементы. Если отделка не сохранилась, то пусть эта поверхность останется белым чистым листом для чего-то будущего и нового, более того, она контрастно подчеркнет ценность всего иного сохранившегося.
HEBI: "С каким самым большим скепсисом или непониманием со стороны горожан или властей вам пришлось столкнуться в начале и как вы его преодолевали? "
Первые два года дом воспринимался как заброшка, мы даже выставку «Да он же упадет» сделали из цитат горожан, которые мы слышали пока работали со зданием. После того, как запустили кофейню и больше половины города у нас побывало, горожане желают нам только денег и развития, помогают всячески. Просто все видят эффект, что мы уже этим занимаемся у всех на виду 6 лет и не отступаем.
HEBI: "Как вам удалось не просто привлечь волонтеров, а создать настоящее сообщество с общими ценностями? В чем секрет этой «химии»? "
Приезжих волонтеров мы не сильно жалуем. Тех, кто приехал и уехал. 90% работ делаем силами местных, им жить в этом городе, это их ответственность. Есть волонтеры, но они как друзья, им просто нравится у нас жить и чему-то учиться. Не обязательно скоблить и красить, можно , например, приезжать педагогами работать с детьми, учить варить кофе, делать мероприятия, выставки. Кажется, что волонтерство, но нет, дружеский жест. Секрет в том, что мы не озвучиваем потребности дома, не даем заданий, не навешиваем обязанностей, а люди приходят со своими потребностями, предложениями и привносят себя. Так выходит неожиданный симбиоз. Девочки баристы из Ярославля предложили помочь с кофе и так возник план открыть кофейню, ландшафтный дизайнер предложила свои услуги по саду и вот у нас дошли руки и до него и т.д. Из местных помогают те, кто имеет постоянный доступ в дом для тусовки или романтики, которым нравится поддерживать что-то социальное в собственном городе.
Ключевые этапы преображения:
  • Декабрь 2018: Приобретение дома на аукционе.
  • Январь-май 2019: Разбор и сортировка мусора силами городского сообщества.
  • Июнь 2019: Первое публичное мероприятие — «школьный антивыпускной».
  • 2019-2020: Подведение коммуникаций (электричество, газ, вода, канализация).
  • 2020-2023: Работа с интерьерами второго этажа, создание музейного пространства.
  • 2022: Восстановление главного фасада.
  • Январь 2024: Дом включен в реестр объектов культурного наследия местного значения.
  • 2024: Работа с интерьерами первого этажа и открытие кофейни «Два Якова», названной в честь двух дореволюционных владельцев дома — купцов Якова Микерова и Якова Малкова.
HEBI: "Если бы этот дом мог говорить, какое одно признание о своей истории вы бы от него больше всего хотели услышать? "
Наверно, от дома хотелось бы услышать просто «спасибо». Но он и так его говорит постоянно своим гостеприимством. Там лучше всего спиться. И бывшие жильцы дома приходит, приезжают и тоже благодарят за дом, рассказывая постоянно новые истории. Нам, конечно, хотелось бы найти фотоархив семей, владевших домом до 1925 года - тех самых двух Яковов, Микерова и Малкова.
HEBI: "Что должно произойти, чтобы вы могли с чистой совестью сказать: «Проект завершен, миссия выполнена»? "
Для этого проект должен прекратить учить меня чему-то новому. Пока же он как университет. То ты учишься как варить идеальный кофе, то вдруг создаешь посуду, то сайт, то занимаешься инженерной частью или ландшафтными работами. Уже 6 лет интересно, дом постоянно учит чему то новому, заставляет шевелиться и расти.
HEBI: "Какой совет вы бы дали человеку в другом малом городе, который видит подобную заброшку и хочет повторить ваш успех, но не знает, с чего начать? "
Первое правило – искать сообщество, с кем можно ввязаться в проект. Тех, кто поддержит в случае сложностей, да и просто на старте. В одиночку в работу со старым фондом можно вступать или с большими деньгами или если здание не требует значительного ремонта. И важна идея – для чего это вам, и есть ли главный ресурс – время. Он даже более значим, чем деньги. Деньги при желании всегда можно найти, партнерские, кредитные, грантовые. А вот со временем не все просто. Часто ко мне обращаются с вопросом: как быть, что место жительства заинтересованного не совпадает с местом расположения объекта. Ведь я тоже почти со студенчества уже живу в Москве, а не родном городе. Это сложно. Но и история работы со старыми зданиями знает такие примеры. Можно жить в Англии, а реставрировать дом под Костромой, можно жить в Питере, а реставрировать - под Саратовом. Тут все индивидуально надо оценивать, но я всем советую в это ввязаться. Хуже наследию и вам от этого точно не будет.
Хотите поделиться своей историей успеха?

Участвуйте в Премии «Туризм будущего» и вступайте в Лигу ответственного туризма — сообщество практиков, которые делятся работающими решениями, а не абстрактными концепциями.
Made on
Tilda